Рекомендации специалистов

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

1. Кризис 3 лет у детей. Что делать родителям?

2. Адаптация к детскому саду

3. Темперамент вашего ребёнка

4. Если ребёнок капризничает

5. Маленькие помощники или домашние дела для моего ребёнка

6. Готов ли мой ребёнок к школе?

 

 

 

Кризис 3 лет у детей. Что делать родителям?

 

Малыш 2,5-3 лет:
- Мама, дай машинку!
Мама дает со словами:
- Возьми, сынок.
Малыш раздраженно:
- Не хочу машинку!
Мама забирает игрушку.

Малыш гневно:
- Дай машинку!!! А-а-а!!!

 И так далее по нарастающей...

 

Вы узнали своего ребенка? Значит, у вас в самом разгаре так называемый «кризис 3 лет».

Кризис может начаться уже в 2,5 года.

Что происходит с ребенком в этом возрасте? В чем истинная причина его «ужасного» поведения? Как себя вести родителям, чтобы с наименьшими потерями пройти этот период, и максимально сократить его продолжительность?

 

Что происходит с ребенком в три года?

Первые три года ребенок физически и психически зависим от матери, он не отпускает ее ни на шаг, тяжело переживает разлуку. В этот период малыш впитывает в себя, как губка, огромное количество информации. Проходит время, малыш становится более развит физически (уже ловко и уверенно управляет своим телом) и психически (его мозг достигает определенной стадии развития).

Возраст трех лет - это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Ребенок, исследуя пространство, видит результаты своей деятельности, приходит в восторг от осознания того, что может влиять на окружающий мир (если пнуть мячик, то он покатится; если долго ныть, то дадут то, что просишь).

Малыш исследует свойства не только неодушевленных предметов, но и поведение людей, его окружающих. Он подражает взрослым, использует их лексику, «примеряет» на себя разные роли, начинает играть в ролевые игры. Проявляет интерес к сверстникам, начинает взаимодействовать с детьми, играет в совместные игры с ними.

Его уверенность в себе достигает большого масштаба: «Ура! Я САМ это умею! Я САМ это могу! Я БОЛЬШОЙ, как мама и папа!». Ребенок начинает осознавать себя отдельной независимой личностью.

Вот тут то и возникает так называемый «кризис трех лет».

Любой кризис – это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу».

То есть, с одной стороны, многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям (внутренний конфликт), а с другой стороны, он сталкивается с постоянной опекой взрослых (внешний конфликт).

И что делать в такой ситуации? Сопротивляться или смириться. Другого выхода нет. Вот малыш и сопротивляется, как может! Еще вчера милый и послушный, малыш вдруг превращается в тирана, устраивающего истерики по любому поводу. Ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное "хочу" и готовы отстаивать его перед взрослыми.

 

Признаки «кризиса 3 лет».

В психологии существует целый перечень признаков «кризиса 3 лет», так называемое семизвездие(своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм).

Но это все следствия одной причины, кратко и емко описывающей поведение ребенка в период кризиса трех лет:

Малыш стремится сам ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ!Он стремится не только что-то ДЕЛАТЬ самостоятельно, но и самостоятельно РЕШАТЬ, делать это или нет.

Своеволие

Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет.

Бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишаете его радости от процесса деятельности.

  • Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам.

Но если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, ЧТО именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах.

Упрямство

Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил!».

  • Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет, и сам примет решение - попросит книжку. Удивительно, но факт!

Негативизм и строптивость

Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.

  • Попробуйте вместо утвердительной формы «Идем гулять!» просто спросить малыша о его желании: «Солнышко, мы гулять пойдем?».

В некоторых ситуациях можно применить хитрость. Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос, содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?».

Протест-бунт

Протест-бунт ребенка – это ответ на давление со стороны родителей, и их желание все решать за малыша.

  • Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему.

Что-либо объяснять во время истерики бесполезно. Так уж устроена психика человека. Во время проявления эмоций человеку трудно сосредоточиться на том, что ему говорят.

Симптом обесценивания

Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами).

Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией). Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям. А пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию:

  • Направляйте энергию ребенка в мирное русло.

Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы.

Деспотизм

Малыш учится управлять окружающим миром, пытается заставить родителей делать то, что он хочет.

  • Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны. Позволяете малышу совершать ошибки, ведь сейчас ребенок учится исключительно на собственном опыте.

Чем больше у ребенка будет опыт самостоятельных поступков и принятия решений, чем больше успехов и (увы) ошибок он совершит, тем быстрее пройдет кризис.

 

Основные принципы поведения родителя, желающего ускорить протекание кризиса трех лет.

1.Обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения («Иди кушать»), а в виде вопроса («Ты кушать будешь?», «Ты кушать будешь сейчас или попозже?», «Ты будешь кушать рисовую кашку или гречневую?» в зависимости от ответа, который вы ожидаете услышать).

2.Ведите себя с малышом, как с равным. Спрашивайте разрешения взять его игрушку, обязательно говорите «Спасибо», если кроха оказал вам услугу.

3.Направляйте энергию ребенка в мирное русло, то есть предлагайте замену нежелательным поступкам малыша (так делать нельзя, а так можно), используйте игру для сглаживания кризисных моментов.

4.Уступайте ребенку в «мелочах», максимально расширьте его права, позвольте ему совершать ошибки, не вмешивайтесь в детские дела, если малыш об этом не просит.

5.Если малыш стал сопротивляться вашему предложению из чувства негативизма, просто подождите несколько минут. Ему нужно немного времени, чтобы самому принять решение.

6.Если у ребенка, не смотря на ваши усилия, началась истерика. Спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Но не ждите, что малыш поймет вас так, как вам бы хотелось, даже если вам кажется, что вы все очень подробно разжевали. Скорее всего, придется не раз возвращаться к этому разговору в других подобных ситуациях.

7. Очень важно, чтобы принятой стратегии воспитания придерживались все члены семьи. Обычно дети прекрасно знают, кто в семье «слабое звено», и пытаются им манипулировать. Нельзя отменять запрет другого взрослого, а обсуждение тактики в отношении ребенка нельзя проводить в его присутствии.

8.Своим отношением подчеркивайте, что ребенок уже взрослый; каждое свое «нельзя» объясняйте, а положительное поведение поощряйте.

9.Ребенок постоянно испытывает ваш характер: действительно ли нельзя так делать, а может быть, можно? Поэтому необходимо стоять на своем, и если уж вы отказались сегодня покупать эту машинку, то держитесь до конца – достаточно один раз сдаться, и ребенок воспримет это как руководство к действию.

10.Не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка.

11.Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность. Это поможет сформировать у ребенка положительный образ себя.

Это время трудное не только для ребенка, но для родителей, так как требует коренного пересмотра отношения к своему повзрослевшему малышу. И если в стратегии воспитания ничего не меняется, то кризис 3 лет затянется на долгие месяцы.

В период кризиса трех лет ребенок впервые открывает для себя, что он - такой же человек, как и другие, в частности, как его родители.Одним из проявлений этого открытия служит появление в его речи местоимения «Я» (раньше он говорил о себе только в третьем лице и называл себя по имени).


 

 

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ

 

Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

  • четкий режим дня;
  • отсутствие родных рядом;
  • постоянный контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
  • резкое уменьшение персонального внимания.

 Кому адаптироваться легче?

  • Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче.
  • Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
  • Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
  • Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду.
  • Детям, чей рацион питания приближен к садовскому.

 Некоторые правила адаптации:

  1. В течение первой недели мама посещает детский сад с ребенком в течение нескольких часов. За это время ребенок имеет возможность привыкнуть к обстановке, познакомиться с воспитателем в присутствии мамы и поиграть со сверстниками. Обязательно мама с ребенком выходят на прогулку вместе с другими детьми и воспитателем, знакомятся с территорией (именно той, где позволено гулять детям данной группы!). Важное условие присутствия мамы в группе – это помощь ребенку начать усваивать режимные моменты детского сада. Не стоит пренебрегать требованиями воспитателя, которые касаются всех детей.
  2. Спустя 5-7 дней родители могут оставить ребенка на несколько часов в группе одного. Но забрать нужно обязательно в то время, когда было обещано ребенку. При этом следует помнить, что дети ориентируются во времени плохо. Объясните малышу, что вы его заберете, например, когда он пойдет на прогулку или когда вернется с нее.
  3. Исходя из индивидуальных особенностей ребенка, родители могут сами корректировать длительность пребывания в детском саду. Но не следует резко вносить изменения в длительность пребывания в детском саду даже при благоприятной адаптации (например, ребенок несколько дней оставался до обеда, а на следующий день вы его забираете самым последним).
  4. Вносить изменения в график пребывания в детском саду следует в середине недели. Это самый благоприятный период. Таким образом, мы снижаем уровень стресса, касаемого возвращенеия в сад после выходных (это уже небольшой стресс) и помогаем ребенку приспособиться к изменившимся условиям (этого не произошло бы, если бы мы внесли изменения, например, в пятницу – за выходные ребенок забудет что было с ним 2 дня назад и придется повторять проделанную работу).

Распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации

Эмоции ребенка

В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха, гнева, депрессивные реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще. В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой.

Контакты со сверстниками и воспитателем

В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2–3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей.

Познавательная активность

Первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке.

Навыки

Под влиянием новых внешних воздействий в первое время малыш может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания.

Особенности речи

У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения.

Двигательная активность

Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность.

Сон

Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон.

Аппетит

В первое время у ребенка может быть пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей, а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть.

Здоровье

В это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок может заболеть в первый месяц посещения садика.

Чем может помочь мама?

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

  • В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде.
  • В выходные дни не меняйте режим дня ребенка.
  • Не отучайте ребенка от «дурных» привычек в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша.
  • Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера.
  • Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы.
  • Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
  • Призовите на помощь сказку или игру.
  • И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании.
  • Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.
  • Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
  • У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Чего нельзя делать ни в коем случае:

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад!
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

 

Этапы адаптации детейк детскому саду

 

Этап

Длительность этапа

Описание этапа

«Шторм»

от 2-3 дней до 1-2 месяцев

 

— в ответ на комплекс новых влияний все системы организму ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Повышается возбуждение, тревожность, возможно увеличение агрессивности или уход в себя. Плохой сон, аппетит, настроение. Физиологическая и психологическая «буря»

«Шторм утихает»

от 1 недели до 2-3 месяцев

период нестабильного приспособления, когда детский организм ищет оптимальные варианты реакции на внешние влияния. Малыш продолжает присматриваться к новому окружению, делает первые приобщения к совместной деятельности, становиться более активным, заинтересованным, уравновешенным.

«Штиль»

от 2-3 недель до полугода

период относительно постоянного приспособления. Организм находит наиболее благоприятные варианты реагирования на новые условия жизни, режима дня, общения. Ребенок начинает активно усваивать новую информацию, устанавливать контакты, брать реальное участие в занятиях. Уменьшается заболеваемость, стабилизируется сон, аппетит, настроение.

 

Степени адаптации ребёнка к детскому саду

 

Степень

Описание степени

Лёгкая

 

При легкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка преобладает устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует с взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям.

Средняя

 

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение месяца настроение может быть не устойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжелая

 

Тяжёлая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребёнка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, подавленность, напряженность).


 

ТЕМПЕРАМЕНТ ВАШЕГО РЕБЁНКА

 

Темперамент определяет динамику деятельности человека, темп психических процессов. Отличительные признаки темперамента – это, во-первых, устойчивость и постоянство; во-вторых, проявление в разнообразных видах деятельности.

Воспитание и тип темперамента.

Взрослым важно знать сильные стороны темперамента ребенка, чтобы помочь ему адаптироваться, успешно общаться и осваивать новые знания.

Холерик. Такой малыш подвижен, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво. Ребенок-холерик не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. В то же время он чаще всего решителен, уверен в себе, настойчив.

В процессе воспитательной работы нужно стремиться у детей – холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. Самое главное – занять такого ребенка соответсвующим его интересам делом. У такого малыша должна быть интенсивная физическая нагрузка в течение дня – спорт хорошо дисциплинирует холериков. От них следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах - это только усилит его возбуждение.

Меланхолик.Такой ребенок эмоционально чувствителен и легко раним. Любые эмоциональные переживания длятся у него долго и мешают сосредоточиться на деле. Меланхолик хорошо чувствует эмоциональное состояние других людей. Ребенок-меланхолик очень нуждается в поддержке и похвале, из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт, обидчив, настороженно относится ко всему новому. Быстро утомляется.

На ребенка  меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к ним ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, почувствовать себя защищённым. Для них нужно создавать спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание. Даже если дело выполнено не очень хорошо, нужно вселить в такого ребенка уверенность, одобряя саму попытку решить ту или иную задачу. У меланхолика должна быть постоянная возможность переживания успеха от выполнения самых незначительных дел. Меланхолика нужно научить делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях (с какой игрушкой играть, с кем гулять, что надевать, есть и т.д.)

Флегматик.  Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный. В выполнении любых заданий чрезвычайно медлительный. В своих интересах достаточно постоянный, легко принимает четкий режим дня. Шумных игр такой ребенок не любит, также как и интенсивного общения с другими детьми. Долго принимает решения, но потом редко их меняет.

Такому ребенку легко можно доверить любое дело – флегматики очень ответственны и добросовестны. Не торопите такого ребенка – от этого он станет действовать еще медленнее. Такому ребенку противопоказана спешка и лимит времени. Такому малышу бывает сложно выразить свои эмоциональные переживания – чаще рассказывайте ему, что переживают другие люди в разных ситуациях, озвучивайте свои эмоции. Чтобы поведение и мышление флегматика не стало стереотипным, ему нужно больше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения.

Сангвиник. Жизнерадостный, подвижный, легко увлекающийся новой игрой ребенок. Больше всего он любит смену впечатлений, редко доводит начатое дело до конца. Такой малыш легко привыкает к новой обстановке, быстро заводит друзей, может быть инициатором разных детских забав. Он любознателен, умеет сдерживать свои эмоции. Может схватывать новые знания на лету, но его интересует больше сам процесс, а не полученный результат.

У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость. Такому ребенку необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не поручать ему монотонную работу. Следует помогать такому ребенку сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца. С такими детьми следует быть требовательными. Желательно, чтобы взрослые придерживались одной стратегии воспитания ребенка.

Итак, одни дети непоседливы, другие могут часами играть за столом. Одни никак не реагируют на замечания, другие моментально начинают плакать – все это проявления темперамента ребенка. Изменить эмоциональные реакции и поведение импульсивного ребенка, переделав его в тихоню, невозможно, да и ни к чему – у каждого типа темперамента есть свои достоинства и недостатки, которые необходимо учитывать при работе с ребенком.

(Составитель: Малиновская Ксения Андреевна, педагог-психолог НДОЧУ Детский сад "Акадеша")

 

ЕСЛИ РЕБЁНОК КАПРИЗНИЧАЕТ


В случае возникновения подобного поведения можно воспользоваться следующими рекомендациями:

 

1)Выразитесвоичувствапоэтомуповоду с перечислением конкретных характеристик его поведения, которые являются неправильными: «когда ты капризничаешь/ ноешь, я раздражаюсь/ я очень расстраиваюсь». ГлавноевыразитьСВОИчувства,аНЕобвинятьребенка!

 

2)  а) Можнопривестипримерыизопытаребенка, например, «когда ты капризничаешь, ты становишься похож на …» (и приводим героя из мультика или книги, знакомого ребенку, но НЕ реального человека из его окружения, а также геройдолженбытьхорошознакомребенку и должен проявлять аналогичный тип поведения);

 

б) Можнопоказать,какэтовыглядитсостороны: «когда ты капризничаешь и ноешь, то со стороны кажется, что ты хочешь меня расстроить, и что ты еще очень маленькая» и т.д.;

 

3)  Отразитечувстваребенка(«я вижу, что ты сейчас расстроен, ты можешь поплакать, сколько хочется, но только в таком месте, где никому не будешь мешать»).

 

4)  Продемонстрируйте,какразговариватьбезнытья.Скажите: «Скажи мне, в чем дело, и я буду знать, как помочь тебе». Например, «Вместо того, чтобы ныть: «Я хочу домой сейчас же!», ты можешь сказать нормальным голосом: «Мама, я устала и хочу пойти домой» и т. п. Еслиребенокначинаетговоритькапризнымтоном,прервитеегоискажите:«Говоринормально,чтобыямоглапонять,вчемдело».


5)Старайтесьпредвидетьситуацию, в которой ребенок будет ныть, и обсудитеееснимзаранее.

 

6)  Хвалитеребенказато,чтоонненоет. Скажите ему: «Как приятно видеть (играть, разговаривать с тобой), когда ты не плачешь».

 

Нестоитговоритьфразы:

  • «Прекрати ныть!» (это только поощряет неприятное поведение ребенка, особенно если потом ему уступают)
  • «Если ты не прекратишь ныть, то я …» (так можно научить ребенка манипулированию, лучше учить его более приемлемым способам разговора)
  • «Когда ты, наконец, вырастешь?» (но потом в другой ситуации мы же ему скажем, что он еще маленький для чего-то другого)
  • «Ты сводишь меня с ума!» (лучше проигнорировать негативное поведение ребенка, чем так говорить)

   

 

МАЛЕНЬКИЕ ПОМОЩНИКИ

ИЛИ

ДОМАШНИЕ ДЕЛА ДЛЯ МОЕГО РЕБЁНКА

 

Приучение к труду – одна из задач, которая стоит перед родителями и педагогами в детском возрасте. Приучая своего ребенка помогать вам, обучая самостоятельности, следует принимать во внимание возрастные особенности детей.

2 года.

  • Подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта (вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, листает книгу: каждую страницу отдельно).
  • В игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т.д.).
  • Сам надевает носки, туфли, штанишки, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

 

3 года.

  • Собрать и положить игрушки на место.
  • Положить книги, журналы на полку.
  • Отнести салфетки и другие безопасные предметы на обеденный стол.
  • Раздеться и с некоторой помощью одеться.
  • Застегивать пуговицы.
  • Выполнять гигиенические процедуры: чистить зубы, мыть руки и лицо, причесываться.
  • Убрать свои вещи на нижнюю полку, сложить на стул.

4 года.

  • Помогать взрослому сервировать и убирать стол.
  • С помощью взрослого кормить домашних животных.
  • Помогать расстилать и убирать постель.
  • Помогать мыть посуду.
  • Вытирать пыль с мебели.
  • Практика вежливости: делиться игрушками с друзьями.
  • Играть в доме без постоянного наблюдения взрослых и без постоянного внимания с их стороны.
  • Девочки: помогать в приготовлении пищи, уборке.

 5 лет.

  • Самостоятельно наливать себе питье.
  • Помогать сервировать стол.
  • Помогать в приготовлении пищи.
  • Расстилать и убирать постель, убирать комнату.
  • Самостоятельно одеваться и убирать одежду.
  • Чистить зеркала.
  • Складывать и разбирать белье.
  • Уметь отвечать на телефонные звонки.
  • Кормить домашнего питомца и убирать за ним.
  • Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.

6 лет.

  • Самостоятельно подбирать одежду по погоде или одежду, соответствующую конкретному случаю.
  • Пылесосить коврики.
  • Поливать цветы и растения.
  • Собирать школьный завтрак, готовить себе бутерброды.
  • Вешать и складывать свою одежду.
  • Работать в саду (на даче).
  • Гулять, кормить и ухаживать за домашними животными.
  • Завязывать шнурки на своей обуви.
  • Обрабатывать мелкие раны.
  • Иметь постоянные домашние обязанности: выносить мусор, проверять наличие хлеба, бакалейных товаров.
  • Участвовать в уборке квартиры.
  • Накрывать (сервировать) стол.
  • Принимать телефонные сообщения.

 

Учитывая данные рекомендации, вы сможете постепенно приучить вашего малыша к самостоятельности. А самое главное теперь ваш ребенок будет вашим помощником!

 

ГОТОВ ЛИ МОЙ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ?

 

Этим вопросом задаются все родители дошкольников.

Казалось бы впереди как у родителей, так и у ребенка новый этап взросления, волнующее, важное и, конечно же, радостное событие – поступление в школу. Но родители, как это часто бывает, переживают сильнее своего чада, что вполне нормально и закономерно, и задаются вопросом: «Готов ли мой ребенок к школе?»

Конечно, есть общепринятый возраст, но все дети разные: кто-то может пойти в первый класс в шесть и будет отлично учиться, а кому-то и в семь будет тяжело.

В этой статье я постараюсь помочь родителям будущих первоклассников немного разобраться том, как же определить самостоятельно и с помощью специалистов готовность к школе вашего ребенка.

Готовность к школе несет в себе несколько составляющих:

1.Педагогическая (интеллектуальная) готовность.

Эта составляющая подразумевает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка: внимания, памяти, мышления, речи. Сюда входит наличие навыков чтения и счета, письмо печатными буквами основных представлений о природных и социальных явлениях, развитые формы наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, высокий уровень доступных обобщений, развитие общей осведомленности об окружающем мире, уровень развития речи, а так же элементарные знания литературы, математики, родного языка.

Вы самостоятельно можете наблюдать за своим ребенком во время занятий и отмечать его успех или неуспех в вышеперечисленных областях.

Так же на помощь в этом вам придут воспитатели, которые организуют и проводят занятия и, конечно же, имеют представление об уровне подготовленности каждого из дошкольников в группе.

2. Физиологическая готовность.

Эта составляющая подразумевает созревание различных систем организма, необходимых для усвоения знаний. Например, примерно к 7 годам у ребенка завершается формирование коры головного мозга, повышается общая выносливость организма, продолжается окостенение хрящей кисти руки, необходимых для способности удерживать длительное время ручку или карандаш.

В определении готовности ребенка к школе по этому критерию вам следует обратиться к специалисту. Врач осмотрит вашего ребенка и подробно расскажет свои наблюдения. Однако по результатам осмотра врач может предложить и повременить со школой, если имеются проблемы со здоровьем, которые могут помешать нормальному обучению ребенка в школе (или усугубиться из-за школы).

3. Психологическая готовность.

В этой составляющей можно выделить следующие компоненты:

-Эмоционально - волевая зрелость предполагает сформированность определенного уровня произвольной регуляции поведения и деятельности, а именно уменьшение импульсивных реакций, усиление самоконтроля дошкольника, усидчивости. Эмоциональная готовность говорит о наличии способности преодолевать естественно возникающее чувство школьной тревожности, определенный уровень эмоциональной устойчивости, отсутствие или недостаточное развитие которого может привести к проблеме школьной дезадаптации.

-К социальной зрелости относится умение ребенка устанавливать отношения со сверстниками и учителем, вписываться в систему прав и обязанностей школьника.

- Мотивационная готовность говорит о наличие познавательной активности, желании занять новую позицию - позицию школьника.

Остановимся подробнее на рассмотрении данного компонента психологической готовности к школе.

Мотивы учения можнопонять широко: это «то, ради чего учится ребенок…, то, что побуждает его учиться». Выделяются следующие группы мотивов учения:

1.Социальные мотивы,связанные с отношениями школьника к окружающей его социальной действительности, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника; стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками.

2.Учебные мотивы, определяемые непосредственным интересом к деятельности, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Эти мотивы связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;

3.Оценочные мотивы, стремление получить оценку взрослого, его одобрение и расположение; У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Дети, обладающие выраженной мотивацией избегания неудачи, стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т. д.).

4.Позиционные мотивы,связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника;

5.Внешние по отношению к школе и учению мотивы – «я пойду в школу, потому что мама так сказала»;

6.Игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность – «Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями».

Говоря о мотивах учения, можно сказать, что учебная деятельность дошкольников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре дошкольника, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности.

Следует отметить, что наиболее благоприятным мотивом учения для первоклассника является учебный мотив.

Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у ребенка с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры.

Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес.

Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления последнего в школу.

Таким образом, можно сказать, что психологическая готовность к школе, прежде всего, проявляется в наличии у ребенка учебной мотивации, позволяющей ему эффективно включиться в учебный процесс.Одновременно мотивация учения свидетельствует о необходимом и достаточном для начала обучения в школе развитии интеллектуальной и произвольной сферы будущего ученика.

 

Итак, подводя итог, хочется сказать, что психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольких). Хотя именно эти умения и навыки проверяют педагоги при записи в школу будущего первоклассника. Уже в первые месяцы обучения может оказываться, что хорошо читающие и считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину и как следствие - у них возникают конфликтные отношения с учительницей. Родители обеспокоены и не понимают в чем дело. Ведь они усиленно готовили ребенка к школе, иногда даже в нескольких подготовительных группах. Но дело в том, что в подготовительных к школе группах с детьми чаще всего проходят программу первого класса. Таким образом, для детей слабого уровня развития повторение материала в первом классе облегчает его усвоение. А для детей среднего и тем более хорошего уровня развития это повторение вызывает скуку, в результате чего пропадает интерес к учению. Необходимо помнить, что «Всему свое время!», и если ребенок не проявляет интереса к буквам и цифрам – оставить его в покое, по крайней мере до 6 лет. Ведущая деятельность дошкольника – игра, и на нее должно оставаться и время и силы ребенка.

Примерно за год до школы рекомендуется протестировать ребенка на предмет школьной зрелости. За оставшееся время у родителей будет время развить «западающие» качества, если они имеются. Однако делать это лучше всего под руководством психолога и в игровой форме. Необходимо помнить, что результаты диагностики верны на момент исследования и могут служить лишь общим ориентиром для родителей, воспитателей и будущих учителей. Эти данные помогут понять, какие качества школьной зрелости у ребенка развиты уже достаточно, а какие еще нет.

 
Уважаемые родители, надеюсь, что, прочитав эту статью, вы поняли, что такое психологическая готовность к школе и сможете помочь вашему ребенку правильно подготовиться к началу школьного обучения.

(Составитель: Золоткова Ксения Владимировна , педагог-психолог НДОЧУ Детский сад "Акадеша")




Внимание! Мы переезжаем на новый сайт!

Уважаемые гости нашего сайта, обратите  внимание, что мы переезжаем на новый сайт ,который будет находиться по адресу http://akadesha.ekb.prosadiki.ru

Ждем вас в детский сад ! Мы всегда встретим Вас с улыбкой!

Дарим Вашим детям тепло и заботу!

Наш Детский сад можно оплатить материнским капиталом!

Средства   направляются   на    оплату    содержания    ребенка    в    образовательном учреждении, территориальным органом Пенсионного фонда РФ .

счетчик посещений